История штор уходит в те времена, когда ни окон, ни даже домов в нашем понимании не было. Шкура завешивала вход в пещеру, ярангу и подобное им жилище. В районах Крайнего Севера шкура и сейчас играет такую роль, а в древности, когда не было остекления у окон, шкуру на окне заменили текстильные изделия — естественно, у людей с высоким достатком: до массового производства промышленных ткацких станков ткань стоила дорого.
С тех пор прошло много времени, и подобная функция у штор отошла на третий план, если она вообще есть (все-таки дома стали более энергоэкономичными), а основными назначениями штор стали:
Тут надо отметить, что завешивать окна принято не везде. Так, в КНДР действует законодательный запрет на это, а в Скандинавских странах максимум, что вешают на окна — это тюль. Это следствие культуры открытости.
В этих странах нет и высоких заборов, свойственных российским индивидуальным домам.
Как бы то ни было, а шторы прочно вписались в наш интерьер, и к настоящему времени существует множество их разновидностей и классификаций
В зависимости от того, как оконный занавес открывается и закрывается, существует такая классификация:
Чтобы было понятно, расскажем, как те или иные виды штор назывались в СССР в обиходе, поскольку в бытовом общении мы часто слышим именно эти названия:
В нынешнее время неоднозначность всех этих названий вызвана огромным выбором как тканей, так и стилей оформления оконных проемов. Предложений как от магазинов тканей, так и от дизайнеров огромное число, порой в этом сложно разобраться, а иногда люди, выбирая шторы, ориентируются на ложные установки, например:
При этом мало кто задумывается не только над целостностью дизайна всего помещения, но даже о простой функциональности. Порой даже кажется, что лучше бы люди не задумывались над сложными решениями: у таких граждан шторы для дачи, которые шились по остаточному принципу, вписываются в интерьер дачи куда лучше, чем пафосные портьеры в их же гостиную. Дома получаются как минимум странные решения, о которых сейчас коротко упомянем.
Конечно, хочется, чтобы в помещении было яркое пятно, но в данном случае это не пятно, а пятнище. Мебель, обои, пол могут быть вполне спокойно выдержаны, а на окне бесчисленные кисти, оборки и прочие признаки гламура. Складывается впечатление, что хозяева скупили это в магазине потому, что оно там появилось.
Часто в таких случаях и выбор ткани обусловлен тем, что она понравилась в магазине на полке или стенде, а не цветовой гаммой помещения.
Существуют решения, которые ограничены высотой потолка и шириной пролетов. Так, раздвижная штора, какая бы красивая ни была, на окнах в больших залах смотрится, как тряпка. А вот в хрущевке таким же нелепым образом выглядит французская с фестонами, особенно если она выполнена из плотной блестящей ткани. Раньше таким образом занавешивали большие окна в актовых залах; теперь граждане получили доступ к изготовлению таких же для дома.
Вообще, мода на такие дизайнерские решения пришла чуть позже пресловутых арок из Санта-Барбары.
Существуют ткани, которые «работают» только на большой высоте, ее в жилых помещениях не бывает. При потолке 2,50 они не будут отвисать красивыми складками; выглядеть они станут «деревянно».
Обычно это касается кухни, в которую вместо легкой, хорошо отстирывающейся ткани приобрели дворцовый вариант.
Но встречаются и обратные варианты, при которых шторы не выполняют свою роль в регулировании освещенности в комнате. Особенно часто это касается комнат, выходящих на солнечную сторону.
Почему-то стало принято считать, что любое дело должен делать профессионал. Не будем это оспаривать, но профессионал будет работать по четко сформулированному заданию.
Очень многие подходят к шторам так же, как и к ремонту в доме (часто это делается одновременно). То есть заказывают пошив штор в мастерской. Это вполне нормально, но при условии, если вы точно знаете, что вы хотите. А на практике выходит, что в работу в мастерскую сдается ткань, материалы, ширина окна и комнаты, высота потолка и описание типа этого: «Мне чтобы вот так вот ламбрекен был и кисточки тут висели».
На самом деле мастерская может вам гарантировать только сроки и качество, но не может заменить вам вкус. Вот и получается, что в квартирах граждан, у которых были деньги на ремонт не своими руками и пошив штор в мастерской, царит то, что один блоггер емко назвал агрогламуром.
На их фоне квартиры менее обеспеченных граждан выглядят хотя бы не вульгарно.
Сейчас мы представим вам некоторые способы оформления оконных проемов. Не забывайте, что окно должно быть выдержано в одном стиле со всем помещением. Нами будут упомянуты некоторые детали кроя и типов карнизов.
Довольно универсальный стиль, и главное тут — не переборщить. Шторы в классической комнате выполняются одноцветными, в тон либо стен, либо мебели. Тюль желательно тоже приобретать без рисунка. Технически оптимальный вариант — простые портьеры, которые в светлое время суток можно фиксировать с краю окна. Избегайте избытка декора в виде кистей и бахромы, а также ламбрекенов, если не позволяет высота потолка. Если он и будет присутствовать, то в небольшом исполнении и из основного материала штор. Мягкий или жесткий — не имеет значения.
Основное правило в этом случае будет — сохранять пропорции помещения.
Скажем честно: этот стиль не подходит для жилья. Но именно тут и уместны все излишества, на которые так падки наши граждане. Тут и сложные ламбрекены, и кисти, и бахрома, и позолота, и различные захваты, и криволинейный крой. Конструктивно шторы могут быть как классическими, так и римскими. Фестоны тоже хорошо подойдут.
Цвет по-прежнему один, но допускаются сочетания, а также более «дорогая» текстура — тафта, позолота и т. д.
Хочется только предупредить: соблюдайте цветовую гамму, в противном случае ваш интерьер будет напоминать не дворцы, а цыганский дом.
Стиль возник как подражание античности, в котором существовало искусство драпировки. В целом крой штор совпадает с классическим, а вот для того, чтобы у вас были правильные складки, придется выбирать легкие мягкие ткани и карниз с зажимами (а не с крючками) или люверсами. Последние лучше прикрыть декоративной планкой.
Никаких ламбрекенов и кистей. Портьеры во всю высоту окна, желательно даже больше. Тюль может быть с однотонным растительным рисунком, также вместо нее хорошо смотрятся японские шторы в виде прямых полотен без складок. Портьеры лучше выбирать однотонные и без блеска. Из всех видов карнизов самым удачным будет потолочный.
Этот стиль отличается обилием растительного декора из дерева и витражами. На оформление окна текстилем он не очень-то рассчитан, но если декор сдержан, то оконный проем могут прекрасно дополнить легкие шторы с растительным орнаментом, а также сочетание вуали с жестким ламбрекеном, на котором хорошо будет смотреться повторяющий детали интерьера орнамент.
Таким же образом шторы плохо вписываются в такие направления, как конструктивизм, хай-тек и минимализм, но простые шторы без орнамента или с чисто геометрическим рисунком (полосы, к примеру) могут хорошо вписаться в интерьер такой квартиры.
В чистом виде ни одно из классических направлений в архитектуре и дизайне не встречается. Во всяком случае, если говорить о жилье. Большинство людей в мире являются потомками выходцев из села, и ничего плохого тут нет: напротив, каждый народ имеет свои традиции декоративно-прикладного искусства, свои представления о красоте, и все это отражается и на жилье современного горожанина.
Что интересно, влияние этих стилей больше прослеживается в кухонных помещениях, комнаты же россияне предпочитают оформлять более «журнально». Впрочем, в других странах все тоже не так однозначно.
За последнее время различные приемы, которые раньше были характерны для интерьеров одной страны, перешагнули границы, и шторы в деревенском стиле стали все больше появляться даже в гостиных комнатах. О нескольких направлениях деревенского стиля мы упомянем здесь.
Это прежде всего прованс. Данный стиль характерен использованием натуральных материалов – деревянной мебели с состаренной текстурой, обивок изо льна и хлопка, причем все это выдержано в светлых тонах. Занавески не исключение – они либо однотонные светлые, либо с растительным мелким рисунком.
Приветствуются всевозможные захваты из того же материала, позволяющие открывать окна, различные рюши – словом, это очень теплый домашний интерьер. Идеальным вариантом тканей для штор тут были бы миткаль или бязь, но, к сожалению, они чаще выпускаются для постельного белья.
Кантри — в чем-то похожий стиль. Но свои нюансы тут есть: так, если прованс в целом — это эстетика камня, то кантри — дерева. Растительный орнамент тут редкость, а вот клетка и полоска тут живут. Шторы кантри — это хлопок и лен с клетчатым или полосатым рисунком.
Надо заметить, что граница между этими направлениями в дизайне за пределами их родины сильно размыта, поэтому иногда и тот и другой просто именуют деревенским стилем.
Отличается от них скандинавское жилье. Как мы уже сказали ранее, жители северных стран не любят закрывать окна – зимой мало света, и вообще, они не любят прятаться. Тем не менее простые полупрозрачные шторки у них в ходу. Как правило, это либо тюль, либо полупрозрачная ткань белого цвета, которая висит в один ряд. Закрывают ее только на ночь жители первых этажей. Иногда это римская штора, которая весь день собрана над окном. Вообще же скандинавские интерьеры очень минималистичные.
Японский стиль наиболее сильно отличается от своих этнических собратьев. Он отличается прежде всего строгой функциональностью – ни один предмет там не будет стоять просто так — и геометричностью. Причем очень простой. Исключением может явиться орнамент на шторах — либо простой геометрический, либо одиночные растительные мотивы (цветущая сакура, лотос). Они, кстати, особенные. Японские шторы не терпят складок и представляют собой узкие ,около 50 см шириной, полоски ткани, однотонной или цветной, с прямым утяжелителем внизу. На одном окне их может быть несколько, и они раздвигаются по карнизу подобно жалюзи. Крепление для них, кстати, тоже специальное.
Гоняясь за иностранными, мы совсем забыли, что в России есть свои традиции, и современный агрогламур никакого отношения к ним не имеет.
Это жилая часть избы Екимовой в музее деревянного зодчества Витославлицы, что под Великим Новгородом.
Занавески в избе большой величиной не отличались, и сами окна были маленькими. Чаще всего это были домотканые вещи, причем без излишеств. Материалом служиллен, хлопок (фабричная ткань) распространился с конца XIX века. Домашний текстиль русской избы — это прежде всего домотканый беленый и небеленый лен, лоскутные одеяла (то, что у нас называют модным словом пэчворк), вышитые красным полотенца. Летом окна украшались небольшими легкими занавесками, в более богатых домах они имели еще и кое-какой декор.
Это убранство не получило своего развития — переезжая в город, люди утрачивали эту культуру, а могли бы развить. Так, в качестве материала для штор мог бы служить лен во всех вариантах, вологодское кружево, но, к сожалению, эти направления не развиваются и мало кто выдает какие-либо дизайнерские идеи на этой основе.
Дешевое гардинное полотно из полиэфира могло бы заменить кружево, но сам материал, из которого оно изготовлено, делает его использование малоприятным (оно желтеет и создает ощущение пластмассы на окне): куда лучше было бы, если бы оно выпускалось из натуральных материалов.
Пока же натуральные занавески используются в утилитарных помещениях — так, шторы в баню и для дачи чаще всего и представляют собой тот самый деревенский стиль.
Если вы разобрались, какими будут ваши занавески, вы можете их сшить самостоятельно. Конечно, давать мастер-класс по каждому виду штор глупо: их великое множество, и каждому можно посвятить отдельную статью. Но общие рекомендации дать можно, ведь если вы собрались шить сами, вас интересует, как сшить красивые шторы, а не просто «подрубить» ткань.
Для определения того, сколько ткани вам нужно купить, нужно знать ширину карниза и коэффициент сборки, то есть, какие складки вам нужны. Обычно этот коэффициент не превышает 1,5-2, но если вы любите сильно присборенные шторы, умножайте на 2,5. Проще говоря, если ваш карниз — 3 метра, то вам понадобится от 4,5 до 7,7 метров портьер. Исключение составляют японские шторы – они прямые, римские – они собираются вверх и те случаи, когда вы не планируете закрывать окно полностью, и шторы выполняют лишь функцию обрамления. В этом случае вам нужна будет та длина карниза, где они будут висеть.
Высота штор вычисляется как разница между полом и карнизом, далее к этому следует прибавить или вычесть длину, если вы решили сделать штору короче или длиннее (чтобы лежала на полу). Обязательно надо дать припуск на швы, как минимум 2 см снизу и минимум 5 — сверху. Сверху лучше оставить больше, если вы будете крепить штору на люверсы – в этом случае верх шторы будет выше карниза; или пришивать гардинную ленту. Напротив, если вы вешаете штору на петли из того же материала (на карниз-штангу), большого припуска не нужно.
Размер римской шторы считается от карниза до низ окна, к этому надо прибавить припуски на швы, на рейки, и купить столько же подкладочной ткани.
Коэффициент сборки французской шторы по горизонтали — 1,5, а по вертикали в среднем 2,5.
По такому же принципу вычислите расходы на ламбрекен, если он у вас будет. Выкройки разных типов последних вы можете найти в сети.
Теперь посчитайте, сколько метров периметра вам придется обработать, умножьте это число на 2 и прибавьте еще катушку (на всякий случай).
Количество дополнительной фурнитуры можно высчитать исходя из типа крепления и технологии обшивки. Так, если у вас будет жесткий ламбрекен, необходимо приобрести дублерин (это такая жесткая подкладка для воротников).
Выкройка штор с косым срезом выполняется в развернутом виде, поэтому места в квартире должно быть достаточно для кроя.
Следует соблюдать данные шаги:
Наконец, если вы хотите, чтобы ваши труды не пропали даром, не забывайте правильно ухаживать за шторами.
Отзывы и комментарии